Продюсер, сценарист и комедийный актер — в интервью журналу «Сноб» о том, кто такой герой нашего времени, зачем создавать министерство гендерных отношений, и о фильме «Купи меня», премьера которого состоится 1 марта. От режиссера нашумевших «Измен» и создателей «ДухLess».
С: Вы пишете стихи, поете песни, работаете в кинематографе. Как вы определяете свою профессию?
Я кто придется. В общем, нормальный творческий человек. Делаю то, что мне интересно. Но комфортнее мне отвечать за то, что я пишу сам: когда я просто продюсирую, мне очень сложно воспринимать чужое творчество. Фильм «Купи меня», который скоро выходит в кино, — это редкое исключение. Там я выступал в качестве сопродюсера, но вопросов к проекту не было — сценарий Даши Грицевич мне очень нравился.
С: О чем этот фильм? Почему вы согласились его продюсировать?
Фильм о том, как женщины продают себя для того, чтобы получить место под солнцем. Речь не только о проституции. Некоторые женщины продают себя, но при этом не являются проститутками. В общем, речь идет о ситуациях, в которых женщина получает определенную выгоду от того, что она женщина. В нашей стране это очень распространено.
С: Почему эта проблема легла в основу сюжета фильма?
Мы в России до сих пор не прошли определенные этапы развития. Та ситуация, в которой красивые девушки находятся в России, пугает. Многое вынуждает их совершать определенные поступки, которые приводят к различным последствиям, в том числе очень неприятным. И я понимаю, что это целый водоворот, в который вовлечено огромное количество женщин: такая уж у нас страна — женщин красивых действительно очень много. И многие из них начинают вести себя как товар. Частично фильм «Купи меня» — об этом. В общем, тематика интересная. А вообще, мне про женщин все нравится. Мне женщины нравятся. Вот такой каминг-аут.
Люди только таращились бы и кричали комикам вслед: «Сексисты, сексисты». Не говоря уже о судах.
С: Как вы думаете, почему именно эта тема стала темой фильма?
Сейчас вообще активно обсуждается роль женщин в современном мире: отношение к ним, их отношение к мужчинам, самостоятельность, независимость. И в этом смысле Россия — своего рода Дикий Запад. У нас в принципе государство, конечно, сексистское. В Европе или Америке 90% шуток, которые нам кажутся смешными и нормальными, были бы просто непроходными. Люди только таращились бы и кричали комикам вслед: «Сексисты, сексисты». Не говоря уже о судах.
Мы находимся по разные стороны от истины, но, кажется, Запад к ней ближе. Хотя там тоже перегибают, и дело может дойти до абсурда. Это я говорю обо всех этих безумных скандалах. Все время думаю о них и склоняюсь к тому, что надо действовать в рамках уголовного и гражданского кодексов. То есть ситуации, в которых правда были нарушения — вторжение в личное пространство, принуждение — все это должно быть наказуемо. Но стирать людей как творческих личностей, как вообще людей, позорить их, разрушать их жизнь за то, что они кого-то шлепнули по попе или не так посмотрели, — это, конечно, бред. И никакого будущего в этом во всем я не вижу. Если двигаться по этому пути, то надо создать министерство, которое будет заниматься гендерными отношениями.
Во-первых, нужна картотека со всеми мужиками и бабами, которые еще что-то хотят и могут. Во-вторых, составить четкие правила: когда мужчины имеют право заговорить с женщиной? Возможно, мужчине стоит скинуть эсэмэску в отдел, который будет собирать информацию примерно такого содержания: «Передо мной находится девушка, и я собираюсь с ней заговорить. Хочу вас уведомить и получить письменное подтверждение». А если люди работают вместе, то стоит выделить час времени, скажем, в пятницу, в 18:00, чтобы проявить симпатию, улыбнуться и т. д. Ну и, конечно, перед сексом нужно подписывать соответствующую бумагу и отсылать в отдел.
С: Это уже сделали в Швеции.
Но это ведь точно не все. После секса тоже нужно заполнять документы! Во-первых, анкету: на сколько партнер удовлетворил партнершу? Это нужно для того, чтобы другие потенциальные партнерши не были разочарованы. Все должно быть открыто, прозрачно, равноправно. Мы добровольно уйдем от чувств, их неожиданных проявлений, страсти. Зато при этом ничьи права нарушены не будут. Вот какими мы будем роботами! Эта история меня, конечно, тоже немного пугает.
С: Трудно удержаться от вопроса: кто виноват?
Сначала был грубый мужской сексизм. История древних времен: мужчина догоняет мамонта, а потом забирает себе самую красивую девушку, не спрашивая ее согласия. Викинги кидают топоры в женщину для того, чтобы проверить, изменяла она своему супругу или нет. Это ведь не женщины придумали. Так что все начали, конечно, мужики. Здесь история как со странами-колонизаторами. Сначала они колонизировали, теперь колонизируют их. Схема повторяется, просто в другой плоскости.
С: Вернемся к кинематографу. Что из последнего российского кино вам понравилось?
Мне очень понравился фильм Бориса Хлебникова «Аритмия», фильм Василия Сигарева «Страна Оз» и фильм Антона Мегердичева «Движение вверх». Не ожидал, кстати, что «Движение вверх» мне понравится, потому что байопики (биографические фильмы. — Прим. ред.) меня не трогают. Слезы у меня близко, я сижу и рыдаю, но это процесс, скорее, механический. На меня еще сильное впечатление производят вот какие сцены. В одной из частей фильма «Елки» есть сцена, где собака бежит за улетающим хозяином по взлетной полосе. Все сделали так, чтобы ты не мог не заплакать. И вот я плакал и думал: «Суки, чтоб вы сдохли, манипуляторы хреновы!» Такие искусственно созданные условия — это удар ниже пояса.
Беседовала Василиса Бабицкая
Полное интервью можно дочитать здесь.
Читайте также:
Метки: 2018, интервью, Купи меня, продюсер, Россия, Семён Слепаков