Совсем немного времени остаётся до премьеры (19 апреля) фильма «Тренер», режиссёрского дебюта Данилы Козловского. В центре сюжета – бывший футболист российской сборной Юрий Столешников. Он вынужденно покидает большой спорт на пике славы и становится тренером скромного провинциального клуба. С новой командой к нему возвращается вера в себя. Он делает всё, чтобы его подопечные стали чемпионами. Одну из главных ролей в этой картине – роль отца главного героя – исполняет Народный артист Андрей Смоляков. С ним побеседовал Иван Кудрявцев в программе «Индустрия кино».
Иван Кудрявцев: Во-первых, спасибо за эту роль. Спасибо за то, что вы Данилу поддержали в этой его авантюре. И выглядело ли это как авантюра? Он же дебютант!
Андрей Смоляков: Я удивился твоему определению этого… Нет, мне кажется, что авантюрой это совсем не выглядело. Думаю, изначально это и не было авантюрой. Авантюрным здесь может быть то, что Данила выступил и продюсером, и сценаристом, и актёром, и режиссёром. Но это так только может казаться. В процессе работы я с ужасом понимал, что он во всём этом, в каждой практически ипостаси дошёл до обнаружения реального профессионализма.
Иван Кудрявцев: Первое, что я должен сказать после просмотра: это – большое кино. Это – авторский фильм. Как правило, когда мы говорим «авторский фильм», мы имеем в виду маленькое кино.
Андрей Смоляков: Это удивительно. Он на уровне блокбастера!
Иван Кудрявцев: Это кино казалось меньше, чем оно в итоге получилось? Когда вы начали осознавать и чувствовать истинный масштаб, разворачивающихся на площадке событий, того, что ждёт зрителя?
Андрей Смоляков: Знаешь, когда даже я пришёл на примерки костюмов, оказался на студии и в кабинете у Данилы, уже тогда было понятно, что это не артхаус никакой…
Иван Кудрявцев: И не маленький авторский фильм.
Андрей Смоляков: Уровень притязаний был уже на стенах развешан. Так что изначально не было такой мысли ни у кого. И потом, правильно, если начинать, то начинать с такой темы… Есть же про футбол киноленты, о других видах спорта, психологических вещах, переживаниях актёров до, во время и после активных занятий спортом. Все слагаемые говорили о том, что это должно быть большое кино, и, что мне очень понравилось, сама история, подход к раскрытию этой темы (не люблю терминологию типа «кино о спорте, баскетболе, футболе, теннисе»). Подход был изначально верный, с психологическими нюансировками, возможностями показа этого (футбольного) действа изнутри и снаружи. Это очень объёмная история, которую можно рассматривать как сферу. Так что это было обречено на большой экран.
Иван Кудрявцев: Каков Данила в качестве режиссёра? С разными режиссёрами довелось вам работать за карьеру. Рука этого творца, этого мастера, если можно уже о нём так говорить, вам как актёру, по ощущениям?
Андрей Смоляков: Хочется сразу сказать: Данила – очень одарённый человек. Он замечательный артист, плюс ко всему, природа ему такую внешность дала и голос – он же ещё поёт! Я всё жду, когда он затанцует… в «Большом»! Он очень одарённый человек. Он работает в замечательном театре, с замечательным режиссёром, одним из лучших режиссёров нашей страны, нашей земли. Я думаю, что работая и даже не задумываясь, будешь ли ты когда-нибудь режиссёром или нет, но работая рядом с Додиным на площадке, ты так или иначе будешь впитывать в себя какие-то азы профессии, вкус и прочее. Додин – это сама по себе огромная школа. Данила – от природы одарённый человек, обладающий слухом и хорошим зрением – всё это впитал. Поэтому у него есть умение работать с разными людьми. На площадке я не чувствовал, что я пришёл, отработал…
Читайте также:
Иван Кудрявцев: К дебютанту, неопытному режиссёру…
Андрей Смоляков: Мне он несколько вещей таких точненьких подсказал, и я был рад, что он мне их подсказал, потому что мне самому они в голову не приходили. Но они как раз давали какой-то новый импульс для большего увеличения роли и смысла моего персонажа. У меня был режиссёр на площадке вполне нормальный. Единственное, конечно, я сказал ему: «Даня, у тебя, наверное, мечта – играешь и тут же сам смотришь на мониторе, как ты играешь. Но она неосуществима!».
Иван Кудрявцев: Тогда о работе двух актёров, о дуэте. Каков Данила в качестве партнёра? Я не буду стесняться и спрошу: есть ли такое понятие на съёмках, как «столкновение школ» или «соприкосновение школ»? Всё-таки вы из Табакерки, он из Питера, из Додинского театра. Есть ли какая-то разница? Обмен мирами какой-то?
Андрей Смоляков: Я тебе так скажу. У нас один общий художник – Александр Давидович Боровский. И в том театре, и в другом. Для начала я должен сказать, что с Даней мы познакомились давно-давно ещё, задолго до этой картины – на проекте «Викинг». Однажды мы с ним провели часов четырнадцать, наверное, вдвоём. Исключительно вдвоём, когда снимали наши пробы, например. Поэтому к моменту съёмок «Тренера» не нужно было друг к другу пристраиваться. Что касается столкновения школ, направлений и прочего… Сейчас нескромно скажу. Нет, скажу скромно: если люди способные, то они всегда найдут ту платформу, на которой они будут со своими способностями, хорошо ими распоряжаясь, очень удобно, обоюдно творчески существовать.
Иван Кудрявцев: Хорошо. Это не только скромно, но ещё и очень дипломатично. Я пытаюсь понять: это – разные галактики или нет? Москва и Петербург?
Андрей Смоляков: Вообще, это немножечко от лукавого вопросы! В чём разница в профессии актёра на площадке и сценической площадке? А как вот это столкновение школ? Никакого столкновения школ! Либо ты цепляешь партнёра, либо нет. Либо он тебя цепляет, либо нет. Всё! Тема попадает в тебя и партнёра, тогда вы существуете в унисон и вам есть про что говорить. У нас был замечательный момент с Данькой… Ой, с Данилой! Как это я… (улыбается) У нас был замечательный разговор до съёмок в тот день, когда я был у него в кабинете. Мы с ним об отцах говорили. Не буду уточнять о чём. Но после этого диалога на площадке нам можно было не разговаривать. Тема была установлена, зачем этот персонаж в этой истории присутствует, болевые точки были найдены. Хорошая вещь – предварительные разговоры. Такое крайне редко случается в последние годы в кино. Я имею в виду, даже весь подготовительный период. Поэтому, когда говорят про «столкновение школ»… Как это может быть? Я никогда не забуду комплимент от Владимира Самойлова, замечательного нашего актёра, на съёмках фильма «Дубровский», когда я пел песню. У нас была сцена с дядей Володей. Такая мизансцена – лоб в лоб. Был общий план. Он мне говорит: «Андрюха, ну, ты заводной у меня!». Я говорю: «А что?». Он отвечает: «Молодчина!». Мне было очень приятно, потому что понимал: замечательный артист, дядька, мужик, делает мне такой комплимент человеческий и профессиональный.
Иван Кудрявцев: Тогда о теме этого фильма я хочу поговорить. Насколько вы в футболе? Смотрите футбол?
Андрей Смоляков: Мы, советский народ… (смеётся) Я нормально, я в футболе. Я не фанатеющий, бегущий на стадионы, но я смотрящий, да. Правда, больше премьер-лига, Ла Лига, нежели наше.
Иван Кудрявцев: Тогда вопрос сам собой напрашивается. На чём, как вам кажется, стоит сегодня стена, разделяющая болельщиков и игроков в нашем, российском футболе? Она есть, не замечать её, по меньшей мере, наивно.
Андрей Смоляков: Глупо.
Читайте также:
Футболисты Дмитрий Сычёв, Алан Гатагов и Дмитрий Агапцев снялись в драме «Тренер» Данилы Козловского
Иван Кудрявцев: И, как мне кажется, у фундамента этой стены есть что-то общее, корневая система общая с фундаментом той стены, что разделяет наше кино и зрителя? Правда, по второй стене несколько сокрушительных ударов нанесено, но она пока ещё стоит. Как вам кажется, на чём эта стена держится?
Андрей Смоляков: Это хороший, сложный вопрос, на самом деле.
Иван Кудрявцев: Начнём с футбола.
Андрей Смоляков: Как говорят, начни с себя, глядишь, до истины доберёшься. Я раньше – мальчишкой – был болельщиком. Я болел за одну команду. Шло время, мы с мамой ездили на стадионы смотреть игры. Я болел за эту команду, я болел за этих ребят.
Иван Кудрявцев: Ну, назовите её уже, эту команду!
Андрей Смоляков: Не буду!
Иван Кудрявцев: (смеётся)
Андрей Смоляков: Дальше наступают новые времена, и я начинаю теряться, потому что игрок из этой команды перешёл в другую, тут пригласили ещё какого-то. Для меня распалась какая-то связь между мною и командами. Для меня команда была некоей константой – Сидоров, Петров и Иванов. Когда начались эти переходы и приглашения… Я понимаю, там, за рубежом, так было всегда, и это нормально воспринималось: есть понятие чести клуба и прочее. Если ты меня сейчас спросишь, за кого я болею, я тебе скажу, что болею по персоналиям. Нравится мне Фёдор Смолов. И не потому, что у нас с ним фамилии похожи! Нравится мне этот парень! Я болею за «Краснодар» сейчас! (улыбается) Так сказать, сопереживаю этому клубу. Мне кажется, что здесь эта общая фанатская штука изнутри разъедает и расшатывает. Я помню фамилии Промес, Вагнер Лав. Вроде бы они за нас играют, мы их любим, но потом они играют за другую команду и, вроде, мы их не должны любить. Уже эта вода потихоньку камень точит, уже момент доверия, близости начинает уходить. Потом момент вседозволенности, пришедший к нам с большим опозданием. В Англии они извалялись, решили образумиться, и сейчас это уже по-другому существует. Мы им, условно говоря, дерзим, они – нам. Люди не привыкли существовать в таком диалоге, не умнеют, может быть, культуры не хватает – как и с той, так и с другой стороны. Всё это и делает стеночку. Кстати, и к кино это тоже относится.
Иван Кудрявцев: То есть это вопрос точки опоры и этики?
Андрей Смоляков: Понимаешь, то же самое. Вот он, любимец, промахнулся, и он уже…
Иван Кудрявцев: Списан!
Андрей Смоляков: Списан. И чиновниками от спорта, и фанатами, и прочими. Я помню, Баджо пенальти не забил, итальянцы его проклинали, но не затёрли же, не вытеснили, не вкатали в траву.
Иван Кудрявцев: И Зидана за удар головой тоже…
Андрей Смоляков: Пожурили, да: «Что бы тебе ни говорили, делать так лучше не надо». Но тем не менее, сейчас он замечательно руководит «Реалом».
Иван Кудрявцев: Я задаю короткий вопрос. Собственно, вы сами этот мостик протянули к кино. Я правильно понимаю, что вопрос сегодня в точке опоры? Как только она появляется, как только российское кино перестаёт бояться быть собой, оно сразу приобретает какую-то новую силу, иное доверие зрителя и так далее. Если мы говорим, что «Тренер» – это совершенно новое, свежее, неожиданное российское кино (как и все новые фильмы, которые нас в последнее время не просто удивляют, а ошарашивают), то в чём эта новизна, как вам кажется?
Андрей Смоляков: Мне кажется, в этой безоглядности, отсутствии активного желания понравится и быть любимым. Самому автору, художнику, предприятию, которое делает этот продукт, нужно осознавать своё достоинство. Оно в себя включает профессионализм, знание ремесла, в хорошем смысле бесстыдство.
Иван Кудрявцев: И смелость. Отчаянная смелость.
Источник:
Андрей Смоляков про «Тренера»: «Все слагаемые говорили – это большое кино»
Метки: 2018, Андрей Смоляков, Данила Козловский, интервью, Россия, Тренер