Режиссер Святослав Подгаевский и продюсер Иван Капитонов по праву считаются самыми яркими представителями современного российского хоррора. Они – вместе и по отдельности – работали над самыми заметными российскими фильмами ужасов последних лет («Пиковая дама. Черный обряд», «Невеста», «Русалка. Озеро мертвых», «Маршрут построен» и др.), а в нынешнем году выпускают картину «Яга. Кошмар темного леса» (2020).
«После «Пиковой дамы», которую мы сняли со Славой, к этому жанру в нашей стране стали системно обращаться и другие режиссеры и продюсеры, – говорит Иван Капитонов. – Кинематографисты осваивают хоррор, его каноны и приемы, на русской почве. Это круто. Зрители благодарны: с каждым годом аудитория все лояльнее относится к русским фильмам ужасов».
Успех фильмов Подгаевского и Капитонова объясняется тем, что они хотят не просто напугать зрителя, но и рассказать захватывающую и важную историю. «Хоррор – жанр, в котором можно реализовать и драму, и мелодраму, и приключения, и детектив, – говорит продюсер Иван Капитонов. – Мы всегда снимаем о взаимоотношениях внутри семьи, о потерях, о вызове, о сомнениях героя, об онтологической уверенности или неуверенности в своем «я», а хоррор – это лишь жанровая форма, оболочка, которая позволяет в развлекательном ключе, создавая свойственные хоррору саспенс и атмосферу, рассказывать честные истории о людях, об их страданиях и мечтах».
Подгаевский и Капитонов нашли собственную нишу: они не копируют западные хорроры, но развивают жанр в России самобытным путем. На протяжении уже нескольких лет кинематографисты исследуют славянский фольклор, черпая в нем вдохновение для своих картин. «Нам интересна славянская мифология и демонические сущности из древних сказок. Вот, например, Баба-Яга… В детстве всем о ней говорили, как о страшной бабке из сказок: у нее скрюченные пальцы, огромный нос, ступа и метла, живет она в лесу, в избе на курьих ножках. Мы углубились в изучение этого персонажа и увидели, что «страшная бабка» — это лишь первый слой, а глубже – сказания о древнем демоне с очень интересными мифологическими корнями»,– вспоминает Подгаевский. Действительно, Яга – очень сложный и противоречивый персонаж, который эволюционировал в славянских верованиях. «Мы пришли к самому древнему взгляду на Бабу-Ягу как на демона, не имеющего облика, – говорит режиссер. – Первичное зло, которое не дремлет на границе мира живых и мира мертвых. Это то, во что верили наши предки изначально, а потом уже сказки и народные былины очеловечили зло, отчасти сделав его не таким страшным, как исходная хтоническая сущность».
Создатели «Яги» стремятся вновь оправдать надежды поклонников русского хоррора – испугать их и заставить задуматься с помощью нетривиального сюжета и разговора об истинных ценностях. «Для нас важно, чтобы зритель, выйдя из зала, не жалел о потраченном времени, – говорит продюсер Иван Капитонов. – Чтобы зритель сказал: классно, я не только пару раз вздрогнул от ужаса, но и узнал что-то новое о людях вокруг меня и о самом себе. Чтобы зритель почувствовал – на самом деле, каждый из нас сильнее любого монстра. Сильнее и опаснее. Поэтому всегда нужно быть начеку и не позволять злу захватить твою душу и сердце».
Хоррор «Яга. Кошмар темного леса» (2020) будет пугать посетителей в темных залах кинотеатров уже совсем скоро – 27 февраля.
Фотографии и комментарии предоставлены компанией «Централ Партнершип».
Похожие публикации:
Оцените трейлер нового фильма ужасов «Яга. Кошмар темного леса» (2019)
Жуткий трейлер фильма «Вдова» (2020): основано на реальных событиях (18+)
Метки: "Невеста", "Яга. Кошмар темного леса" (2020), «Маршрут построен», «Пиковая дама. Черный обряд», Баба Яга, Иван Капитонов, Русалка. Озеро мертвых, Святослав Подгаевский, фильм ужасов, хоррор