Кино как искусство. Именно такое определение хочется произнести вслух, когда вспоминаешь о творчестве великого советского кинорежиссера и сценариста Андрея Арсеньевича Тарковского. Киноленты «Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер», «Зеркало» и многие другие работы режиссера прославили российское кино в мировом кинематографе.
Майя Туровская, кинокритик, говорила о гении так:
«Фильмы Тарковского всегда ошеломляли трудной для среднестатистического восприятия новизной. Их не понимали чиновники, казалось, что их не поймут и зрители. На самом деле у Тарковского был всегда «свой», верный ему и преданный зритель, как бывает «свой» читатель у поэзии».
Мысли Андрея Тарковского
Когда задумываешься о ценности кинематографа, не раз задаешь себе вопрос: не всякое кино философично, большой экран все реже предлагает тебе знакомство с искусством. Однако есть фильмы, транслирующие глубокие мысли мастера о жизни, и ты внутренне растешь, кадр за кадром. Представляем вам подборку цитат Андрея Тарковского о творчестве и кинематографе.
После окончания школы в 1951 году я поступил в Институт востоковедения, где проучился полтора года. Но через год в связи с сотрясением мозга, полученным на занятиях по физкультуре, сильно отстал от курса и вынужден был оставить институт… Меня сильно увлек кинематограф, литература, а главное — люди нашей страны, ее природа и жизнь… В мае 1953 года я поступил в научно-исследовательскую экспедицию института «Нигризолото» и уехал на работу в Туруханский край (Тарковский устроился коллектором. — Ред.). Год работал в экспедиции, в тайге, прошел пешком сотни километров. Здесь я узнал трудную, но благородную работу геологов, геоморфологов, геофизиков. Все это укрепило меня в желании стать кинорежиссером…
Там, где речь идет о преднамеренной установке «на зрителя», там речь идет об индустрии развлечения, о зрелище и массах — о чем угодно, но только не об искусстве…
Ошибочно говорить о том, что художник «ищет» свою тему. Тема вызревает в нем, как плод, начинает требовать своего выражения. Это подобно родам. Поэту нечем гордиться — он не хозяин положения, он — слуга. Творчество для него единственно возможная форма существования, и каждое его произведение адекватно поступку, который он не может своевольно отменить. Ощущение же правомерности череды последовательных поступков, их закономерности возникает только в том случае, если существует вера и идеал — лишь она скрепляет систему образов (читай: систему жизни). Что такое моменты озарения, если не мгновенно ощущаемая истина?
Я верю в наше кино, верю в наше искусство и не верю ни в какие кризисы, которые якобы потрясают искусство. По существу, искусство всегда потрясается, но не кризисами, а развитием.
Мой отец, конечно, большой русский поэт. Он никогда не писал ничего, чтобы прославиться.
Если на показе моего фильма в зале осталось восемь человек, я работаю для них.
Любое творчество тяготеет к простоте, к максимально простому способу выражения.
Старинное представление: «поэт — пророк — безумец» строится на том, что поэту свойственна, как и безумцу, исключительность выбора.
Поскольку кино все-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла… Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности. Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя.
Если убрать из человеческих занятий все, относящиеся к извлечению прибыли, останется лишь искусство.
Мои картины целиком сделаны на основе моих личных переживаний.
Большое несчастье человека в том, что он вообразил себя замкнутой системой. Например, он думает, что не наносит себе вред, когда скрытно творит зло, и не считает, что тем самым подвергается саморазрушению.
То, что я делаю в искусстве, основывается на моей вере в достоинство тех людей, к которым обращены мои фильмы, а также в достоинство, которым должен обладать художник.
Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти.
Через год после кончины А. Тарковского об этой идее мастера скажет Владимир Максимов, публицист:
«Как всякий по-настоящему большой художник, Тарковский постоянно размышлял о смерти. В одном из своих интервью он высказался об этом с исчерпывающей откровенностью: «Пугает ли меня смерть? По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд просто не существует. Не знаю… Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение лёгкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае я не верю в смерть.
Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе…»
Метки: Андрей Тарковский, режиссер, цитаты