На днях фильм Антона Мегердичева «Движение вверх» (2017) вышел в лидеры по кассовым сборам в России. Корреспондент Metro встретился с исполнителем роли баскетболиста Сергея Белова Кириллом Зайцевым и расспросил его о фильме и о жизни.
Актеры из картины «Движение вверх» – нарасхват. По пути на интервью тебя уже просили сфотографироваться?
Нет. Меня вообще редко узнают. Тем более, у меня же сейчас свой естественный цвет волос и я не ношу усы. То есть, с черными волосами и усами создается образ практически другого человека. А чтобы узнали, это должно бросаться в глаза. В жизни мы не сильно-то вглядываемся в прохожих без особой необходимости. Но меня это нисколько не смущает. Мне гораздо приятнее, когда после просмотра фильма у людей возникают какие-то хорошие и интересные желания. Например, родители пишут в соцсетях, что после фильма сын записался на секцию баскетбола. Или просто пишут по-пацански «Парень, вдохновил, иду в тренажерку».
Гораздо важнее не то, что меня узнают или не узнают, а то, что человек посмотрев фильм, проникается созданным мною образом и в нем появляются правильные чувства, правильная мотивация и желание измениться к лучшему. И сейчас внутри меня только возрастает чувство ответственности. Я понимаю, что, если люди идут на спектакль, в котором играет Кирилл Зайцев – возможно, они уже чего-то от меня ждут. Они думают: О! Это же Кирилл Зайцев, тот самый. И мне, в свою очередь, не хочется разочаровывать этих людей.
На мой взгляд, один из самых захватывающих моментов фильма это когда твой герой – Сергей Белов – прыгает к кольцу с тяжелым мешком на плечах. Признайся: на съемках он был чем-то набит?
В нем было много песка. Прыгать с мешком было очень тяжело. Причем сначала, когда я стал, скажем так, не такой воздушный, на меня посмотрели и сказали: «давай чуть-чуть облегчим». И облегчили наполовину. Конечно, Владимир Львович (Машков – Прим. Ред.) хороший актер, он его дернул – и создалось впечатление, что мешок вообще неподъемный. А ты знаешь, что вот этот сюжет с мешком, он же взят не просто так. Его Сергей Белов описывал в своей книге. Лет в 16 ему попалось на глаза выражение легендарного американского баскетболиста Билла Рассела: «Баскетбол – это ноги». Он попросил свою маму сшить ему брезентовый мешок, который он наполнял песком, и прыгал с ним из низкого приседа до потери сознания. В результате очень скоро научился забивать сверху в игре. Я не знаю, сколько весил мой мешок, не буду говорить фантастических цифр. Но он был тоже тяжелым.
Читайте также: БЕЛОРУС, ДАВШИЙ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ПАС: «ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ»!
На роль тебя утверждали 7 месяцев. Почему так долго?
Меня утверждали даже 8 месяцев. Я пробовался сначала на Модестаса Паулаускаса, потом – на Сергей Белова, и снова – на Александра Белова. Ну, ты же понимаешь, что кастинг — это очень серьезная вещь. Так как кино очень близко подходит к человеку, все считывается в глазах. Когда актер пытается притвориться тем, кем он не является на самом деле, это очень видно. Видно неправду, поэтому выбирают людей по психофизике похожих на своих героев. И я благодарен судьбе, что меня выбрали, что мне досталась такая честь – сыграть Сергея Белова. Это очень круто. Даже будучи совсем мальчишкой, когда я жил в Волгограде, я знал, что есть такая наша звезда баскетбола, советский Майкл Джордан – Сергей Белов.
И мне кажется, что это одно из самых главных качеств именно Сергея Белова, его жизни – стремление все делать осознанно и постоянно анализировать.
А как происходит само утверждение на роль? Тебе звонят и говорят: Кирилл, все хорошо, завтра первый рабочий день?
Мне написали письмо, когда я был в Риге, что меня утвердили. А так это вообще процесс не для слабонервных. Единственное, что ты можешь – это максимально хорошо подготовиться и сделать пробу на роль. И все. И ждешь. Тебе говорят: «все очень хорошо». Проходит какое-то время, тебе снова говорят: «да-да, все очень хорошо, мы думаем». И дальше ждешь. И здесь, как говорит мой мастер, мой учитель Игорь Григорьевич Коняев: «нужно отпустить мечту». От тебя уже ничего не зависит. Даже если мне сказали, что меня утвердили, я этому сильно не радуюсь, ну, наверное, до первого съемочного дня. Вот съемочный день прошел, потом я понимаю «Ну все, вроде, я играю эту роль». А до этого момента, понимаешь, произойти может все, что угодно.
Читайте также: И СОВЕРШИВ НЕВОЗМОЖНОЕ: ЛЕГЕНДАРНОЕ «ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ»
Момент из книги Белова «Движение вверх», который тебя впечатлил.
Знаешь, какого-то конкретного момента я назвать не смогу. Но та серьезность и осознанность, с которой Сергей Белов подходил к тому, что он делал, оставляет очень сильное впечатление. В начале пути он пробовал разные виды спорта. И хоккей, и футбол. К баскетболу пришел не сразу, но понял, что этот спорт для него подходит больше всего. Это человек, который все время задумывался, что ему нужно сделать, чтобы стать еще лучше, чтобы стать по-настоящему большим мастером. И мне кажется, что это одно из самых главных качеств именно Сергея Белова, его жизни – стремление все делать осознанно и постоянно анализировать. Он не хотел, чтобы тренировка проходила просто так, каждый день он стремился узнать и усвоить что-то новое.
Как думаешь, удалось ли тебе перенести в фильм все черты его характера?
Не знаю…Я вообще отношусь к своей работе с критикой. С критикой, которую оставляю при себе. И моя роль – это мое и режиссерское видение этого непростого, интересного, в чем-то противоречивого человека. Сергей был величайший спортсмен, что тут говорить. Это единственный баскетболист, которому доверили зажигать Олимпийский огонь в XX веке.
Вдова главного тренера олимпийской сборной по баскетболу 72 года подавала иск на создателей фильма. Как ты отнесся к этой истории?
Я считаю, что кино, которое вдохновляет людей на работу, которое рождает в них хорошие чувства, – это хорошее кино. И это кино, во-первых, художественное. Если люди хотят снимать документальный фильм, тогда, конечно нужно сказать, что в 72-м году у Белова не было усов. В 72-м году Алжан Жармухамедов не носил линзы, их ему сделали немного позже. В 72-м году у Белова Сергея не болели колени, в 72-м году Александр Белов был здоров и у него потом нашли диагноз. Вот. И еще много-много всего. Но так как снимается художественный фильм, то здесь все-таки факты должны как-то компилироваться. То есть, они специально сгущаются, образуя драматургию фильма, они собираются для результата. Если результат достигается, то и кино получается хорошее. И я считаю фильм достиг результата, судя по отзывам зрителей.
Сам Михалков приходил на съемочную площадку?
Нет, Никита Сергеевич смотрел черновой монтаж и консультировал дистанционно. Практически каждый день был Леонид Эмильевич Верещагин. Также на съемках часто присутствовал Иван Иванович Едешко. Помню, что как-то под конец смены он пришел к нам на площадку и сказал: «Ребята, понимаете, у нас же тогда глаза горели, что вы как мухи сонные?». Иван Иванович очень добрый, открытый и харизматичный человек и, конечно, навсегда вписавший свое имя в историю баскетбола своим «золотым пасом».
Кстати, нигде не говорилось о том, кому принадлежит идея разыграть в кино каждое очко финального матча.
Я не знаю. Это придумка, наверное, режиссера Антона Мегердичева. Сам баскетбол ставил сын Сергея Белова Александр. Мы выполняли комбинации в точности, как они были в игре. Для зрелищности и для современного зрителя мы добавили данки – эффектные броски сверху.
Ты говорил, что много играл в баскетбол в детстве. Можешь сказать, что такое трипл-дабл?
– Точно тебе не скажу. Это статистика из игры, по-моему. Ты меня подколол сейчас?
Это термин, означающий набор игроком в одном матче в трех статистических показателях не менее 10 пунктов. В качестве показателей могут выступать очки, перехваты, блокшоты. Ну да, статистика. Ну вот, допустим, пример. Можно 16 очков набрать, сделать 11 передач (ну, то есть голевых) и 12 подборов. Ну, то есть, все больше 10. Термин впервые был использован в статистике NBA применительно к Меджику Джонсону, рекордсмену по трипл-даблам в плей-офф.
В разных интервью ты еще говорил, что собирал карточки с зарубежными баскетболистами. А из русских кто тебе импонирует?
Мне импонирует советская сборная 72-го года. Я знаю Кириленко и помню, как радовался его успехам, когда он играл. И вообще мне нравится более интеллектуальный баскетбол. А сейчас, особенно в НБА, много такого баскетбола, где надо быть как локомотив, понимаешь, чтобы все отлетали как пешки. Сила, умноженная на скорость. Меня, кстати, недавно спросили: кому бы я дал пас за три секунды до конца — Майклу Джордану или Сергею Белову. Ответ был очевиден.
Полная запись матча, кстати, хранится в Международном Олимпийском комитете, если я не ошибаюсь. Как вы смогли получить ее?
У меня была ссылка. Причем она, по-моему, не из Олимпийского комитета. Там весь матч, только чуть-чуть какие-то кусочки вырезаны.
Просто я видел документальный фильм, где в титрах было написано, что все кадры с финального матча используются только с верифицирования Международного Олимпийского комитета.
Но одно дело кто-то выложил посмотреть, а другое дело – сделать фильм и использовать документальную хронику. Они же должны получить права на нее.
Три роли, которые ты бы хотел сыграть в будущем.
Понятно, что хочется играть главные роли. Но еще больше – роли, которые бы оставляли след внутри тебя, оставляли отпечаток и на твоем характере…Мне очень импонируют люди, которые не поступаются своими принципами, которые идут вопреки обстоятельствам. Как тот же Сергей Белов.
Решающий мяч в игре в 72-м году был забит за три секунды. А в жизни три секунды – это много или мало?
Я считаю, что это много. За три секунды можно… можно сделать… Ну, все. Может жизнь поменяться за три секунды. Можно ходить, ходить полжизни, а за три секунды сказать человеку «я тебя люблю». И все. Раз, два, три – и все.
Источник:
Читайте также:
Метки: 2017, Движение вверх, интервью, Кирилл Зайцев, Россия, Сергей БеловСпортивная драма «Движение вверх» (2017) с Владимиром Машковым